Сутажные украшения

Сутажные украшения

В течение последних лет, бродя по просторам интернета или скользя взглядом по полкам магазинов украшений, часто можно встретить оригинальные и изящные изделия, созданные словно из тонких шнуров. При первом знакомстве с этими произведениями искусства совершенно не ясно, из чего и каким образом сделаны эти удивительные броши, серьги и колье со странным и чуждым нашему слуху названием сутажные изделия.

Так что такое сутажная техника, сутаж и откуда взялась данная технология изготовления украшений?

Сутаж, специфическое название тонкой, эластичной нити с ложбинкой посередине. Издавна умельцы при помощи этих шнуров создавали уникальные декоративные узоры, ювелирные украшения, декорировали предметы одежды. Плоский и гибкий шнур плотно прилегает к ткани, легко ложится, из него создаются удивительные узоры. Техника в стиле сутаж – это очень трудоемкая работа, требующая от мастера предельной аккуратности, внимания и точности.

Зародилась сутажная вышивка в 14-16 столетии среди французских умельцев. В дальнейшем эту технику заметили голландские мастера, усложнившие технику и придумавшие новые методы создания украшений с помощью сутажных шнуров.

Изначально украшениями из сутажа, в основном, декорировали военную форму, реже женские платья. В ту пору по размеру, виду и расцветке сутажной нити на армейском мундире можно было узнать звание военного.

Несмотря на красоту и уникальность, распространенность данной техники вышивки была не продолжительной. Со временем пик популярности прошел и уникальную технику почти что забыли на несколько столетий, используя ее в этот период, в основном, в театре для отделки сценических нарядов. Тем не менее вместе с возвратом модных веяний на эксклюзивные изделия, созданные вручную вернулась и мода на сутажные украшения.

Сутаж в России

К российским мастерам техника сутажной вышивки «пришла» в петровские времена, когда в Россию было привлечено множество иностранных квалифицированных мастеров. Первоначально сутаж применялся для украшения мужской одежды, но в скором времени и женщины смогли по достоинству оценить изящность и уникальность этой техники и сутажные украшения пришли в женскую моду.

Возрождение этой техники в России произошло в начале 90-х годов, когда дизайнер Михаль Нагрин обратила свой взор на этот старинный и очень красивый способ оформления украшений и одежды и стала снова пользоваться сутажной вышивкой для отделки тканей, создавая потрясающие изящные ювелирные узоры. В то же время в модном доме Dori Csengeri стали создавать ювелирные украшения в технике сутаж. Труд талантливых дизайнеров Рина Мор и Дори Сенгери смог вывести технику создания сутажных украшений на новый виток развития, дать растущую популярность и заинтересованность модниц всего мира.

Создавая филигранные изделия, мастера нашего времени применяют шелковые сутажные нити высшего качества, позволяющие создавать уникальные изысканные орнаменты. При работе над сутажным изделием мастера используют основу (ткань, фетр или кожу), на нее наносят рисунок и затем по очертаниям этого рисунка пришивается сутажная нить, повторяющий все изгибы и узоры рисунка.

При создании колец, брошей, сережек камни или бисер так же обшиваются нитями из сутажа, повторяя задуманные мастером узоры и постепенно превращаясь в ювелирное произведение искусства.

Сутажную вышивку и сутажную технику создания украшений сложно отнести к легким или быстрым в исполнении. Однако, удивительность, уникальность и невероятная красота украшений стоят того, чтобы на их создание потратить продолжительное время. Каждое сутажное произведение абсолютно эксклюзивно, их никогда не выпускают партиями.